Если вы маркетолог, который всё делает сам
События — это действия пользователей, которые можно отслеживать: клики по объявлениям, заполнение формы, пролистывание страницы. Когда пользователь совершает желаемое действие, отправляется событие в Гугл Аналитику или Яндекс.Метрику. В итоге мы получаем отчёт о поведении пользователей на конкретной странице сайта.
События помогают тестировать гипотезы и постоянно дорабатывать страницы. Например, мы были уверены, что кнопка «Отправить заявку» возле калькулятора увеличивает конверсию. События же показали, что ею никто не пользуется. Мы убрали кнопку и сделали блок с калькулятором более компактным.
Если события установлены некорректно, отчёт о поведении пользователей будет недостоверным. Так что каждое событие мы тестируем, чтобы убедиться, что всё работает как надо. В агентстве этим занимаются тестировщики. Но вы можете протестировать события самостоятельно — это несложно.
Составить список событий
Перед установкой событий на страницу джедаи составляют список событий. Это таблица, в которой прописаны все возможные события, в каких частях страницы они стоят, при каких условиях и на каких устройствах они срабатывают и в какую систему аналитики уходит оповещение о срабатывании. Например, если пользователь заполняет форму калькулятора вклада, информация об этом должна уйти в Гугл Аналитику и Яндекс.Метрику.
Затем джедаи самостоятельно устанавливают события на сайт или передают эту задачу разработчикам.
Когда все события установлены, надо убедиться, что они работают правильно — протестировать их.
Настроить консоль для отслеживания событий
Сначала настройте консоль, чтобы сразу видеть, какие события срабатывают, а какие — нет.
Чтобы отслеживать события из Гугл Аналитики, установите расширение Google Analytics Debugger.
Чтобы отслеживать события из Яндекс.Метрики, вставьте параметр «site.ru/?_ym_debug=1» в браузерную строку. Пока параметр в браузерной строке, вы будете видеть события Яндекс.Метрики в консоли. Если закроете и снова откроете страницу, вам придётся заново вставлять параметр.
Когда вы установили расширение и дописали параметр, нужно перезагрузить страницу, чтобы они начали работать.
Вызвать консоль в Гугл Хроме
В Windows: F12
В macOS: ⌘ + Option + i
Если расширения работают нормально, при тестировании вы будете видеть прямо в консоли, какое событие отправилось и отправилось ли вообще.
Когда консоль настроена, приступите к основной части тестирования.
Протестировать события
События для компьютеров и мобильных устройств могут отличаться, поэтому их нужно тестировать и там, и там. Рассмотрим, как это сделать, на примере события «60 секунд».
На компьютере:
1. Если список событий составляли не вы, посмотрите, что нужно сделать, чтобы событие сработало. В нашем случае: скроллить и кликать по странице в течение минуты.
2. Сделайте то, что нужно для срабатывания события.
3. Если событие работает нормально, в консоли появится сообщение, что событие отправилось.
4. Проверьте, что параметры события из списка событий совпадают с параметрами в консоли.
5. Протестируйте собственные события по этой схеме.
Теперь протестируем то же событие на мобильном телефоне. Для этого мы используем сервис Browserstack:
1. Войдите в аккаунт.
2. Выберите устройство.
3. Откройте нужный сайт и вкладку Devtools в панели инструментов. Чтобы отслеживать события для Яндекс.Метрики, вставьте в браузерную строку параметр «site.ru/?_ym_debug=1».
4. Чтобы отслеживать события для Google Analytics, откройте вкладку Network в консоли и следите, какие запросы уходят к www.google-analytics.com/collect.
5. Проверьте, что параметры события из списка событий совпадают с параметрами в консоли.
6. Протестируйте собственные события по этой схеме.
Иногда пользователь может выполнить событие несколькими способами. Например, чтобы изменить сумму в калькуляторе, можно:
- передвинуть ползунок;
- кликнуть на полосу, по которой двигается ползунок;
- ввести значение с клавиатуры, а затем снять или не снять фокус с поля;
- скопировать значение в поле откуда-либо. После этого пользователь также может снять или не снять фокус с поля.
Так что рекомендую заранее продумать все способы взаимодействия пользователя со страницей и установить на них события. Если этого не сделать, некоторые действия не всегда будут фиксироваться и отчёт о поведении пользователей будет неполным. Затем обязательно протестируйте каждое событие.
Заполнить список событий
Чтобы ничего не забыть, после проверки каждого события отмечайте в списке событий, работает оно или нет:
Если событие работает исправно, поставьте статус «Работает». Если не работает, работает неправильно или не установлено, поставьте «Не работает».
Работа закончена, если все события работают исправно. Если какое-то событие не работает, попросите разработчика его исправить или исправьте сами. Затем протестируйте исправленное.