it-agency

Построение продаж

Как IT-Agency устроено изнутри: самоорганизация и независимые бизнес-юниты

Читать 13 минут

Поделиться

Мы строим агентство таким образом, чтобы оно реализовывало наши ценности, при этом развивалось и приносило прибыль. В этой статье я расскажу, как нам удалось создать систему, в которой это возможно.

В IT-Agency нет директора, отделов и жёсткой иерархической лестницы, где правильным считается только мнение вышестоящего. Вместо этого у нас гибкая структура: команды, грейды сотрудников и роли. Управляет всем Совет агентства, в который входят самые опытные и инициативные члены команд.

Такая структура позволяет сотрудникам напрямую влиять на происходящее в компании и делать то, что им интересно и важно, на уровне всего агентства.

Основа агентства — команды-направления

Сотрудники в направлениях объединены по специальностям. Направления работают как над клиентскими проектами, так и над внутренними проектами агентства. Например, редакторы выстраивают контент-маркетинг не только внешним заказчикам, но и реализуют контент-стратегию IT-Agency. А менеджеры, кроме работы над клиентскими задачами, готовят обучающий курс по специальности Product Marketing Manager.

image

Каждую услугу реализует отдельное направление. Комплексные проекты делают кросс-команды специалистов из нескольких направлений

Наши сотрудники живут в разных городах и странах — в агентстве действует модель remote-first. Но есть ограничение: нужно находиться в пределах четырёх часовых поясов от Москвы. Это помогает команде синхронизироваться в онлайне, быстро решать срочные вопросы и обещать клиенту реакцию «сегодня».

image

Дважды в месяц всё агентство собирается на подведение итогов. Кто может и хочет, приезжает в офис. Остальные участвуют по видеосвязи

С 2019 года каждое направление отвечает за свой бюджет. Это значит, что команда самостоятельно создаёт продукт, получает обратную связь от клиента и улучшает внутренние процессы. Благодаря такой независимой структуре направления развиваются быстрее, а агентство становится более устойчивым.

По уровню развития направления делятся на три типа:

  1. «Стартап»: образовывается из специалистов существующей команды, когда они накапливают большую экспертизу в узкой области и хотят создать отдельный новый продукт. У такого направления оборот меньше 800 тыс. руб. в месяц, ещё не найден product-market fit, не до конца сформирована команда и налажены процессы.
  2. «Зелёное направление»: команда определилась с продуктом и вышла на стабильную прибыль.
  3. «Зелёное отстроенное»: команда подтвердила бизнес-модель и продукт, отладила процессы и уже практически не может откатиться в развитии.

Управленческие решения внутри направления принимает руководитель направления вместе со своей командой. Например, направление самостоятельно решает, какие цели ставить себе на квартал и год. Если оно «зелёное отстроенное», то ни основатели агентства, ни Совет не вмешиваются в его дела.

Вместо должностей — грейды и роли. Вместо начальников — наставники

Грейд отражает уровень развития сотрудника от младшего специалиста до ведущего. В каждом направлении эта система своя: где-то промежуточных ступеней больше, где-то меньше. От грейда зависит уровень ответственности и зарплаты.

image

Зоны ответственности каждого грейда в IT-Agency

В направлениях есть планы развития специалистов, которые помогают закрыть пробелы в навыках и довести нужные компетенции до высокого уровня. Дальше каждый растёт индивидуально.

Чтобы раскрыть потенциал сотрудника, мы используем систему наставничества. В IT-Agency у каждого есть свой ведущий, который помогает разбирать сложные ситуации, прокачивать сильные стороны и прорабатывать точки роста. Ведущие прививают младшим ценности и общую культуру работы в агентстве.

Наставниками (ведущими) становятся самые сильные сотрудники агентства. Обычно это руководители направлений. Для самих ведущих наставниками могут быть другие ведущие, руководители других направлений или основатели агентства.

Работа с ведущим проходит в формате регулярных созвонов в Гугл-мите. Их количество каждое направление устанавливает самостоятельно, но в среднем это один раз в неделю по полчаса.

О роли ведущего и наставничестве → в интервью с ведущим джедаем Ромой Игошиным

Сделать тестовое задание на 10 баллов из 10 — это только начало пути сотрудника в агентстве.

Люба Мамаева, руководитель направления контент-маркетинга

avatar

Люба Мамаева

директор по развитию

Чем выше уровень человека, тем меньше ему нужен ведущий и тем больше напарник в развитии. В агентстве сложилось сообщество сильных профессионалов, которое в этом помогает.

Ценности и цели объединяют все направления в одну команду

Ценности IT-Agency — это те вещи, которые мы считаем самым важным в жизни. Они определяют наши цели и пути их достижения. Во время трансформации агентства мы поняли, что ценности необходимо сформулировать, чтобы все одинаково представляли курс развития.

Алексей Бурба из Oraculum провёл большое исследование в формате интервью с сотрудниками и собственниками, обработал результаты и обсудил их с нами на стратегической сессии. В итоге мы получили список ценностей, которые все разделяют и готовы реализовывать.

image

Ценности IT-Agency — как и для чего мы работаем

Ценности помогли нам сформулировать и синхронизировать цели на 10 лет. Получилась стратегия, которая показывает, с помощью каких достижений мы реализуем каждую ценность — для клиентов, сотрудников, совладельцев агентства и мира в целом. Чтобы стратегические цели оставались в фокусе, мы внедрили в агентстве метод целей и ключевых показателей (OKR).

Обсудить вопрос на тему ценностей можно в открытом канале в Слаке. Любой может спросить, как то или иное действие агентства бьётся с ценностями, а члены команды выскажут свои мнения. Так мы определили, что не будем продвигать массовый дешёвый алкоголь, но поможем бренду коллекционного коньяка.

Практическое применение ценностей встроено во все процессы IT-Agency. Например, ценность «польза» помогает определить, будем ли мы работать с клиентом: табачные бренды явно приносят больше вреда, чем пользы, поэтому с ними не работаем.

«Я точно знаю, что меня окружают умные, креативные люди, с которыми мы в 99% случаев сможем договориться»

Екатерина Чижикова, Product Marketing Manager

avatar

Екатерина Чижикова

ведущий менеджер

Система найма в агентстве также основана на том, что в первую очередь кандидат должен совпадать с командой по ценностям и культуре. Если во время стажировки становится ясно, что наши взгляды на жизнь сильно разнятся, мы вряд ли сработаемся.

Внутренняя отчётность позволяет управлять агентством, опираясь на данные, а не на мнения

Наша внутренняя отчётность — это система, которая позволяет считать доходы и расходы по всему агентству, по направлениям и по каждому проекту. Она показывает вклад каждого в продажи, во внутренние проекты агентства и в развитие своего направления. Основа системы — таймтрекинг. Все сотрудники ведут учёт времени с точностью от 10 до 60 минут.

Выстроенная система позволяет нам быстро рассчитывать комплексные проекты, на которых работают одновременно несколько команд. Например, когда команда по работе с отделами продаж готовит обучение для сотрудников клиента, она заказывает оформление обучающих материалов у наших редакторов и дизайнеров. То есть одно направление нанимает на проект другие — выкупает рабочие часы их специалистов.

В комплексных проектах ведущее направление согласовывает с клиентом план действий, рассчитывает сроки и распределяет бюджет. Для других направлений оно выступает как заказчик. Задача ведущего направления — сложить все фрагменты в единую систему, которая даст нужный результат. При этом все специалисты защищают свои результаты напрямую у клиента, чтобы получать обратную связь быстрее и качественнее.

image

Направление менеджеров выступило в роли ведущего: наняло на проект другие команды и распределило доход проекта

Отчётность живёт в Гугл-таблице, которая открыта для всех сотрудников, даже внештатных. Любой может зайти в файл и посмотреть, как дела у его команды или у всего агентства. Так мы реализуем наши ценности «честность» и «неудобная прозрачность».

«В команде есть ощущение партнёрства: мы все делаем одно общее дело и все в нём заинтересованы, просто у кого-то больше ответственности».

Александр Кульгинский, управляющий партнёр

avatar

Александр Кульгинский

управляющий партнёр

Ключевые управленческие решения принимает Совет агентства

Совет агентства — это команда, которая управляет компанией. В Совет обязательно входят по одному представителю от каждого направления и команда развития. При этом неважно, какой статус у направления — «стартап» или «зелёное отстроенное» — все голоса имеют одинаковый вес.

Команда развития — ещё одна внутренняя команда, которая состоит из специалистов по управлению и к ней по необходимости подключаются другие ведущие сотрудники агентства. Она отвечает за достижение общеагентских целей и помогает остальным командам, когда им нужна консультация.

С помощью Совета мы реализуем ценности «человечность», «самостоятельность и ответственность» на уровне всей компании, потому что в управлении участвуют все команды. При этом мы следуем правилу, что решения принимают те, кто больше всего заинтересован в вопросе и кого затрагивают их последствия. Те, кто уже не работает в агентстве, не имеют голоса в Совете, даже если остались совладельцами компании.

Совет реализует стратегию агентства на практике: ставит OKR на год и квартал и отслеживает их выполнение. Для направлений, которые ещё не вышли в плюс, Совет выступает в роли финального арбитра по ключевым решениям.

«Когда за ключевые решения в компании отвечает один человек, а остальные по умолчанию согласны со всеми его идеями, он легко может ошибиться. Сейчас в Совет входят восемь руководителей направлений. Даже если трое ошибутся, остальные помогут им исправить ситуацию».

Роман Игошин, руководитель направления джедаев, партнёр

avatar

Роман Игошин

коммерческий директор, управляющий партнёр

Физически Совет — это открытый канал в Слаке. Если сотрудник видит системную проблему в агентстве, но не может решить её самостоятельно, он поднимает её на Совете, то есть пишет в канал. Слак является точкой коммуникации и делает работу Совета прозрачной для всех в агентстве.

Кроме общения в чате, члены Совета созваниваются в Гугл-мите дважды в неделю, чтобы трекать прогресс по OKR и разбирать другие вопросы.

image

Чтобы обсуждения в Совете не затягивались, но и не приводили к проблемам, мы принимаем решения методом консента

За вклад в развитие агентства сотрудники получают доли и становятся партнёрами

Доля — это часть прибыли агентства, которую сотрудник получает за значительный вклад в развитие компании. Даже если человек уходит из агентства, он продолжает получать дивиденды. Так мы стимулируем сотрудников вкладываться в масштабные внутренние проекты.

Основными получателями выгоды остаются те, кто её создаёт — действующие сотрудники компании. Акционер получает дивиденды с того периода, когда он работал в агентстве, и только 33% — от будущего прироста. Например, основатели агентства вывели компанию на доход ~100 миллионов рублей в год и перестали участвовать в оперативном управлении. Таким образом, основная часть их дивидендов будет поступать с когорты доходов, которая была создана до 2020 года, от новых доходов они получат только 33%.

image

Если сотрудник получил долю, но перестал работать в агентстве, он будет получать только небольшую часть дивидендов от новых достижений компании

Достижения, за которые сотрудник может получить долю в IT-Agency:

  1. Построил новое направление и доказал его стабильность закрытым чек-листом.
  2. Масштабировал существующее направление.
  3. Сделал что-то, что повлияло на всё агентство. Например, внедрил внутреннюю отчётность.

Ситуации, в которых человек может лишиться дивидендов:

  1. Если то, за что выдали долю, сломалось в первые два года после выделения доли. Например, если за год агентство в целом выросло, а построенное направление внезапно развалилось.
  2. Если всё агентство откатилось назад по доходам, то есть рост оказался неустойчивым.
  3. Если человек серьёзно нарушил свои обязательства и наши ценности. Например, стал переманивать сотрудников или клиентов.

Вместе с долей сотрудник может получить статус партнёра — самый высокий грейд в IT-Agency. Партнёрство — это признание вклада человека в работу агентства и доверие представлять компанию во внешнем мире.

Результаты IT-Agency на 2021 год

В октябре 2021 года в IT-Agency работают почти 100 крутых, близких по духу профессионалов. При этом уход любого из них не повлияет на устойчивость компании.

Доход агентства составляет 175 млн руб. в год, оборот больше 700 млн руб., компания выплачивает дивиденды. Мы развиваем существующие направления и запускаем новые — всё в режиме самоуправления.

Если вам близок наш подход к работе, будем рады познакомиться. Cписок вакансий в IT-Agency

Если интересующая вакансия сейчас закрыта, всё равно присылайте резюме с кратким рассказом о себе на hr@it-agency.ru. Возможно, вашу вакансию как раз скоро откроют.


Записала Марианна Иноземцева

Отредактировала Светлана Савкина

Поделиться

Построение продаж

Подобрали для вас

Построение продаж

Как IT-Agency устроено изнутри: самоорганизация и независимые бизнес-юниты

Построение продаж

План обучения контент-маркетолога

Построение продаж

План обучения джедаев

Вот что ещё мы писали об построение продаж

План обучения оптимизаторов
Как найти, где теряются клиенты
План обучения младшего дизайнера
Как найти точки роста для вашего отдела продаж
avatarКак построить эффективный и управляемый отдел продаж
План обучения менеджеров

Обсудим задачу

Мы свяжемся с вами в течение двух часов, чтобы
задать
вопросы
и обсудить, какую пользу можем
принести

Контактные данные

Кратко расскажите о задаче

Бюджет в месяц

менее 2 млн
2–5 млн
5–10 млн
более 10 млн

Отправляя, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

avatar

Роман Игошин

коммерческий директор, управляющий партнёр

Написать в
Телеграм