В 2022 году мы помогли выйти на международный рынок компании в сфере
Мы составили план, который поможет оценить перспективы с точки зрения ресурсов и целей компании. На наш взгляд, подготовка состоит из четырёх основных шагов:
В этой статье мы обсудим первые три шага, а про гипотезы продукта и рынка расскажем отдельно.
В 2023 году релокация бизнеса стала трендом. Велик соблазн поддаться ему, просто потому что все пошли.
До февраля 2022 года никто не искал информацию о релокации бизнеса
Если начинать такой масштабный проект без чёткой причины, при первых же трудностях тяжело удержаться на плаву и не упереться в вопрос: «Зачем мы это затеяли?».
Мы спросили всех, с кем общались о выводе бизнеса за границу, почему они решили сделать это сейчас. Самые частые причины такие:
В нашем случае главной причиной запустить международное направление ITA DIGITAL стала потребность диверсифицировать доходы и увеличить долю иностранных проектов. Кроме этого, мы хотели прокачать свою экспертизу, чтобы помогать русскоязычным клиентам, которые тоже проходят этот путь.
Определившись с причиной, обдумайте релокацию бизнеса вместе с командой. Так вы оцените идею с разных сторон: люди могут подкинуть неочевидные инсайты, ограничения или рассказать о своём опыте, если они уже проходили этот путь. На выходе у вас будет пул гипотетических планов по дальнейшему развитию.
Мы сформулировали несколько гипотез по развитию проекта. Первая заключалась в активном нетворкинге. Предполагалось, что ответственный специалист выберет сегмент, например, образование, и будет обмениваться опытом с агентствами — спрашивать об их пути и рассказывать о нашем. Этот подход не подошёл, поскольку требовал определённых навыков: нужно было общаться с большим количеством незнакомых людей, узнавать
Вторая гипотеза — поиск партнёров. Команда агентства её отмела: ребята не верили, что партнёрство даст быстрые результаты. В итоге решили, что начнём с обработки входящих лидов и параллельно будем выстраивать инфраструктуру — сайт, соцсети, лендинг — вместо поиска лидов.
Следующий шаг — обозначьте точку Б, чтобы сделать цель более осязаемой. Это может быть определённая сумма, количество контрактов с продлением или другой критерий успеха для вашей компании. Когда есть точка Б, процесс становится прозрачнее, а прогресс отследить проще.
Чтобы построить примерный маршрут, определите несколько пунктов:
Пример нашего пути:
Когда путь намечен, посмотрите, какие есть ограничения. Например, выход на международку нерентабелен, если нет определённого дохода. Допустим, этот доход принесут пять клиентов, а чтобы их получить, нужно провести минимум 20 встреч с квалифицированными лидами. Чтобы встречи случились — написать тысяче потенциальных целевых клиентов. Соответственно, нужен ресурс на то, чтобы найти контакты, написать, встретиться, сделать предложение, закрыть сделку.
У нас было два основных ограничения — деньги и инфраструктура. Расходы на внутренние задачи не должны были превышать 5 000 $ в месяц, поэтому наш запуск был максимально плавным. Мы не стали активно переводить и публиковать кейсы, бросать ресурсы на social selling или активно запускать работу с партнёрами. Сделали гигиенический минимум: страницу в LinkedIn, посадочную, презентацию, кейс, partner’s kit и вебинар. Потом поняли, что этого не хватает и увеличили бюджет в 1,5 раза.
Когда к нам пришёл большой международный клиент, выяснилось, что у агентства нет юридического лица в подходящей стране, чтобы получать деньги.
Лендинг ITA Digital сделали с помощью наработок для российского сайта, чтобы ускорить и удешевить процесс
По нашему опыту и рассказам коллег, на старте проекта легко упустить, что на его развитие нужны не только деньги, но и другие ресурсы. Первые 6—12 месяцев выход на международный рынок вряд ли будет приносить прибыль и нужно рассчитать, есть ли у компании нужные инвестиции на этот период.
Другой важный ресурс после денег — время. Оно понадобится, чтобы погрузиться в проект, участвовать во встречах и другой операционке. Не получится уделять проекту полчаса в неделю. Поначалу на всю эту работу нужно заложить примерно 12—20 часов в неделю. Вот почему важно оценить текущую занятость команды и понять, есть ли свободные слоты для нового проекта.
Если у команды нет времени, есть другой вариант — нанять подрядчиков. Важно сразу учесть, что для работы с подрядчиком тоже понадобится время. Опираясь на свой опыт, проанализировали плюсы и минусы каждого варианта:
Сначала мы пытались справиться без подрядчиков, но за полгода получили только четыре продажи. Стало очевидно, что нужно усиление, поэтому начали работать с подрядчиком по активным продажам в b2b. Наши партнёры помогли нанять Sales Development Representative, выстроить процесс продаж, докрутить продающие материалы и скрипты.
Работая с подрядчиками, мы столкнулись с ограничением, которое было неочевидно на старте. У нас не было опыта в холодных продажах, поэтому все наши презентации и лендинги оказались недостаточно хороши. Всё пришлось делать заново: вместе с подрядчиками переделали продающие презентации и лендинги. А сейчас ждём обучения по подготовке КП.
Ещё один ресурс для успешной работы команды на международном рынке — знание английского языка на достаточном уровне. Его лучше прокачать до уровня В2 у всех, кто будет общаться с партнёрами и клиентами. Такой уровень позволит комфортно поддерживать беседу и понимать специфические термины. С рутинными задачами вполне могут справиться сотрудники с уровнем английского
Наш директор Рената, несмотря на уровень B2, постоянно совершенствует свой английский. Сейчас проходит курсы по американскому произношению, чтобы разговаривать с носителями языка.
Чтобы подготовиться к выходу в мир, нужно сделать четыре шага: определить, зачем это нужно, построить примерный маршрут до точки Б, оценить, есть ли ресурсы у команды для такого проекта, сформировать гипотезу продукта и рынка.
Перед выходом на международный рынок не жалейте времени на подготовку и тщательно пройдите по всем пунктам списка. Так вы оцените возможности до того, как вложите в проект деньги и время.
И последнее, на что хочется обратить внимание: главная рекомендация нашего директора международного направления — сразу закладывайте сроки и бюджеты с двойным запасом :-)
Записала Света Ульянченко
Отредактировала Лариса Васина
22 февраля 2023
Инструменты
Шаблон таблицы возможностейУправление
План обучения менеджеровУстройство агентства
Презентация подходаУстройство агентства
Правила выживания для стажёров и сотрудниковУстройство агентства
Оценка 360: взгляд на сотрудника глазами коллегИнструменты
Шаблон воронки продажПродолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.